RU  UA

суббота, 18 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.10
НБУ:USD  42.05
Здоровье

В сознании каждого должно быть "заболел - сиди дома" - экс-глава Санэпидем­службы

Вакцинация помогает, но важно - соблюдение главного принципа поведения

Вакцинация помогает, но важно - соблюдение главного принципа поведения Святослав Протас Фото: УНИАН

Новый вариант коронавируса "Омикрон" это еще одно доказательство того, что COVID-19 станет очередной сезонной респираторной инфекцией, учитывая скорость его мутаций. Но последствия воздействия этой болезни поможет побороть сезонная вакцинация, которая пока является единственным способом защитить свою жизнь и здоровье. Также необходимо придерживаться стандартной схемы реагирования на эпидемические вызовы — это идентификация, изоляция, диагностика и лечение. Об этом и о возможностях Украины создать свою вакцину в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал глава Госсанэпидемслужбы в 2014-2016 годах СВЯТОСЛАВ ПРОТАС.

— Удастся ли сделать украинскую вакцину? Есть ли мощности для этого, прежде всего, интеллектуальные?

— На самом деле мы пытаемся возобновить производство наших отечественных иммунобиологических препаратов еще с 90-х годов. Если говорить о заявленной украинскими учеными вакцине, то это не классическая вакцина, и шансы у нее появиться действительно высоки. Но насколько она будет эффективна против новых штаммов коронавируса, которые у нас появляются, здесь есть вопросы.

Если говорить о классическом производстве вакцин, то перспективы у нас очень туманны. Не только по причине недостатка научных медицинских кадров, которые мы действительно потеряли, но и из-за плачевного состояния материально-технической базы. Мы даже не смогли в рамках сотрудничества с США и в рамках соглашения об уменьшении биологических угроз, построить современную лабораторию третьего уровня защиты.

У нас сегодня нет лабораторий, где можно работать с чистыми культурами вируса такого уровня патогенности как коронавирус. Даже если говорить о вакцинах более современных — РНК или векторных, требующих более низких уровней защиты в отличие от инактивированных вакцин, то и здесь технологической возможности нет, поскольку это очень дорогое удовольствие.

Для того чтобы этот процесс был экономически выгоден, нужно втягивать весь мир. Мы видели, сколько средств привлекали компании Pfizer и другие для разработки вакцины. Кроме того, должны быть рынки сбыта. Если рассчитывать только на собственный рынок, то еще в 90-е годы мы пришли к выводу, что в странах с населением менее 50 миллионов запускать полноценное производство вакцин экономически не выгодно. Максимум на что мы можем рассчитывать – это открытие тех или иных филиалов известных производителей и осуществлять, условно говоря, фасовку – когда в канистрах привозят и здесь расфасовывают. Это то, что мы действительно можем сегодня делать.

— Вот некоторые украинские фармкомпании уже заявили, что могут наладить производство вакцин от коронавируса благодаря трансферу технологий уже через 3–6 месяцев. Но они опасаются, что власти могут отказаться от использования национального продукта в пользу иностранного.

Это действительно проблема. Помните, когда все начиналось, у нас не было отечественных тест-систем для обнаружения коронавируса? Так сегодня по меньшей мере три производителя в Украине выпускают отечественные тест-систем за доступные деньги — около 6 тысяч гривен. Но Минздрав закупает их у Великобритании за 28 тысяч гривен. Скажите, пожалуйста, если мы запустим собственную вакцину, которая будет работать и будет дешевле, но будем покупать и дальше за границей, потому что, простите, маржа больше, то какой нормальный производитель пойдет на этот риск, вложит деньги для того, чтобы потом к нему так относились?

— Почему сегодня на рынке вакцин только пять основных игроков, хотя в ВОЗ около 300 заявок от компаний? Почему более маленькие страны не пробуют выйти на рынок?

— Это недешевое удовольствие. Даже компания Pfizer нуждалась в государственных инвестициях для того, чтобы запустить производство этих вакцин - им не хватало собственного ресурса. Потому не каждый готов пойти на этот риск. Даже крупная французская компания Sanofi не приобщилась к разработке вакцин от коронавируса, хотя они производят прекрасные вакцины от гриппа.

Второй вопрос, насколько производство будет эффективным. Клинические исследования — это тот момент, который сегодня сдерживает массовое использование вакцины. Плюс еще есть мутации вируса, уменьшающие эффективность вакцин, и компании не успевают обновлять штаммовый состав вакцины, потому что еще не окупили производство и запуск технологий. Фармацевтическая отрасль не поспевает за этими мутациями и не может работать на опережение. Поэтому не каждый изготовитель будет готов рисковать в производстве вакцин от коронавируса.

Чего ждать от штамма "Омикрон"? И не нужно ли уже признать, что вирус будет мутировать, и мы каждый раз будем жить в карантинных ограничениях?

Абсолютно верно. Мы смиримся с тем, что это очередная сезонная респираторная инфекция, учитывая скорость его мутаций. Но ведь мы должны понимать, что чем больше он будет натыкаться на иммунизированное общество, тем последствия его влияния будут меньше. Это перейдет в разряд ежегодных простудных заболеваний, и нам придется с этим жить.

Но будет оставаться необходимой культура поведения безопасности в таких условиях. Если раньше мы пренебрегали элементарными правилами личной гигиены, масочным режимом в период гриппа, когда так же наши больницы были завалены и больничные выдавались на огромное количество средств, то сегодня общество вынуждено поднять свой уровень защиты и сосуществовать с новыми биологическими угрозами. Иного варианта у нас нет.

Стандартная схема реагирования на вспышки или эпидемические вызовы — это идентификация, изоляция, диагностика и лечение. То есть мы должны наладить систему тестирования, чтобы она работала как швейцарские часы. Система изоляции, потому что источником инфекции в любом случае является больной человек и принцип "заболел - сиди дома" должен быть в сознании каждого. Не нужно здоровых закрывать на карантин, нужно изолировать больных. Только такими методами мы можем минимизировать темпы распространения и свести к минимуму негативные последствия.

Безусловно, вакцинация — это специфический метод профилактики и минимизации тяжелых последствий, но это должно быть. Какой бы новый штамм ни был, когда человек уже иммунизирован или он болел другими штаммами, сопротивляемость его организма намного выше, чем у человека, который вообще не болел.

— А что думаете о бустерной дозе?

— Я бы говорил не о бустерной дозе, а о культуре сезонной вакцинации. Было бы хорошо, если бы фармацевтическая отрасль успевала на опережение, прогнозировала те или иные мутации и делала вакцины, которые были бы более эффективными. Чем меньше эффективность вакцин, тем больше антивакцинаторские настроения в обществе. Но другого пути защититься, если кроме такого самоубийственного, как переболеть и неизвестно выживешь ты или нет, у нас не существует.

Важно! Материал подготовлен на основании последних, научно проверенных и актуальных исследований в сфере медицины. Материал, подготовленный журналистом «Апострофа», носит исключительно информационный характер и не является призывом к действию или основой для установления медицинского диагноза. Все решения, касающиеся здоровья, должны быть обязательно согласованы с Вашим лечащим врачом, призываем обязательно обращаться к специалистам.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Здоровье

Читайте также

Мобилизация диабетиков: что ждет таких людей в воюющей армии

Заболевание сахарным диабетом теперь не освобождает военнообязанных от мобилизации

Новини партнерів