воскресенье, 28 апреля

При коронавирусе организм убивает свои клетки – доцент института физиологии им. Богомольца

Это способствует высокой смертности инффицированных

Это способствует высокой смертности инффицированных Денис Пашевин Фото: Апостроф

Какие исследования коронавируса проводятся в Украине и чего удалось достичь? Как успехи с разработкой украинской вакцины от ковида? Что работает лучше против вируса — таблетка или вакцина, и что поможет преодолеть пандемию — на эти и другие вопросы в эфире Апостроф Science на Апостроф TV рассказал кандидат медицинских наук, сотрудник отдела общей и молекулярной патофизиологии института физиологии им. А. А. Богомольца ДЕНИС ПАШЕВИН.

— Какие открытия совершили украинские ученые, исследуя коронавирус?

— Здесь нужно разграничить понятие коронавируса и болезнь COVID-19. Разница в том, что с вирусом в нашей стране работать практически негде. Вирус считается небезопасным продуктом, а у нас нет достаточного уровня защиты лабораторий. Поэтому исследовать коронавирус мы не можем. А вот болезнью COVID-19 мы занимаемся практически с ее начала.

А как это происходит и кто этим занимается?

— Когда началась пандемия, мы взяли пробы крови больных коронавирусом и исследовали на предмет активации таких клеток, как нейтрофильные гранулоциты. Это то, что называется "белая кровь". И вот две из трех клеток этой "белой крови" составляют именно нейтрофильные гранулоциты.

Нейтрофильные гранулоциты участвуют в защитных реакциях организма человека при бактериальных болезнях, но при ковиде происходит сбой иммунного ответа и нейтрофилы начинают отвечать на вирусы, как на бактерии. Они не убивают вирусы, потому что их функция заключается не в этом, а убивают свои клетки.

А почему они так видят? Это вирус такой хитрый стал?

Это особенность этого вируса.

— То есть получается так, что организм идентифицирует коронавирус как бактерию и начинает сам себя жрать, потому что ищет именно бактерию? Из-за этого большое количество летальных исходов?

— Так и есть.

— Ученые из Института молекулярной биологии и генетики исследовали, как предотвратить острое поражение легких у больных коронавирусом. Что нашли?

— Они синтезируют новые вещества, которые могут отключить этот нейтрофил.

— Как скоро можно будет изготовить препараты по результатам ваших исследований?

— Наука сегодня вышла из той романтической эры, когда в XIX или XX веке новый препарат начинали массово применять только на основе того, что изобретатель не умер от его приема.

Сейчас такого нельзя сделать, поскольку медицина нуждается в доказательствах, испытаниях на животных и десятках тысяч добровольцев. Это многоступенчатый путь от открытия вещества до похода в аптеку и покупки пилюли.

Процесс разработки и внедрения в массовое применение вакцины от коронавируса был достаточно коротким. Но дело в том, что весь процесс стоял на плечах гигантов. То есть эти вакцины разрабатывались очень давно от других болезней, но методика принципиально не отличается — вакцина от гриппа и вакцина от коронавируса, скажем.

— Плюс сам SARS существовал в разных формах и раньше.

— Да, коронавирусы это достаточно усиленная группа вирусов и нет никакой проблемы, чтобы сделать вакцину, и технически она уже была сделана. А у нас, к сожалению, уже утратили эту методику достаточно давно. Мы работали еще за счет достояний СССР.

— Львовские ученые получили грант в 10 млн гривен для создания вакцины от коронавируса. В настоящее время препарат тестируется на мышах в Польше. Неужели у нас недостаточно средств и методов, чтобы в полевых условиях это делать в нашей стране?

Украинский препарат тестируется на мышах в ПольшеФото: Getty images

— Я не могу точно сказать, почему вакцина тестируется в Польше. Я считаю, что у нас есть возможности, чтобы это сделать. Но у меня возникает вопрос о целесообразности создания украинской вакцины, когда рынок уже перенасыщен иностранными разработками.

— Может быть, для развития науки?

— Вот это действительно перспектива, если мы будем нарабатывать утраченную методику разработки вакцин.

— Трудно ли украинским ученым лицензировать свою вакцину? Не только против коронавируса.

Очень трудно.

– Почему? У нас коррупционная страна или мировая фарма не пускает маленьких игроков?

Второе. Это огромные средства, еще до SARS-CoV-2 мы занимались разработкой и исследованием препарата Корвитин, который сейчас используется при инфаркте миокарда и других патологиях. Несмотря на многолетние опыты, в мире все равно не подтвердили его действие. Его не включают в протоколы, потому что это миллиарды долларов. Я не преувеличиваю. С вакциной та же ситуация.

— Что нужно, чтобы украинские исследователи могли лицензировать свои препараты, вакцины и другие лекарственные средства?

Деньги. На сегодняшний день заниматься разработкой будущего препарата нам позволил Национальный фонд исследований. Он недавно был открыт, и мы выиграли в совместительстве с Институтом молекулярной биологии и генетики грант на это исследование. Если бы не было этого гранта — мы не получили бы реактивов, оборудования и это осталось бы просто идеей.

— На мировом рынке существует несколько типов вакцин, в чем их принципиальная разница?

В основном это две разновидности – векторная или РНК-вакцина. В первом случае антиген доставляется непосредственно в клетку, которая его распознает и производит антитела. А вторая вакцина доставляет РНК в клетку – это просто информация, из которой считывается тот же белок. То есть принципиальной разницы нет.

— Две компании — Pfizer и Merck — выпустили таблетки от коронавируса, которые примерно вдвое снижают риск госпитализации и смерти в результате болезни. Вы верите в волшебную таблетку, которая спасет нас от ковида, или вакцинация все же более приоритетна?

Фото: Getty images

– Только вакцинация. Это то, что должен делать каждый сознательный человек. Несмотря на высокий процент эффективности пилюль, их дают только группам риска. Потому что очень легко человечеству сойти с правильного пути – показать, вот есть таблетка – и никто не будет тогда вакцинироваться. Зачем, если можно пойти в аптеку и купить пилюлю.

— Что вы думаете о происхождении вируса? Можно ли разложить вирус на составляющие и сказать, выведен ли он искусственно?

Да, можно. Это было сделано, и исследования показали, что вирус естественен. То есть вмешательство там не обнаружено. В общем, опыт изучения вирусных инфекций также говорит о естественном происхождении. Тот же вирус Эбола так же из дикой природы попал к человеку, и здесь, я считаю, так же произошло.

— А по каким параметрам видно, что вирус искусственного происхождения, или же результат эволюционного процесса?

— Стохастичность генома. Если бы это был искусственный вирус, там не было бы неинформативной последовательности, скажем так. То есть у живого вируса много "ненужной" информации.

— Вирус — это живой организм, или он похож на роботизированную технику, которая умеет умножаться?

Определение вируса звучит так – неклеточная форма жизни. То есть это живой организм, но он не может существовать вне клетки и размножаться вне клетки, он лишен этой возможности.