RU  UA

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Здоровье

Нардепы собираются лечить украинцев по-новому и за деньги: что из этого выйдет

Нардепы хотят поделить Украину на госпитальные округа и контролировать все финансы НСЗУ

Нардепы хотят поделить Украину на госпитальные округа и контролировать все финансы НСЗУ Фото: Апостроф / Роман Петушков

Нардепы решили апгрейдить систему медицинской помощи в Украине и подали в парламент законопроект, который прямо так и называется "Об усовершенствовании оказания медицинской помощи". Народные избранники предлагают новые правила финансирования для Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), "нарезку" регионов на госпитальные округа и усиленный контроль за деньгами, которые государство выделяет на лечение украинцев. Как по-новому нас собираются лечить и не нарушит ли принятие законопроекта главный медицинский принцип "не навреди" - разбирался "Апостроф".

Новые округа

Законопроектом №6306 планируется поделить всю страну на так называемые госпитальные округа. Это территории, в границах которых обеспечено предоставление "качественной, комплексной, беспрерывной и ориентированной на пациентов медицинской помощи". Каждый округ будет делиться на госпитальные кластеры с доступом населения к стационарной медицинской помощи.

Существование госпитальных округов предусмотрено и действующим законом. Но в новой редакции нардепы предлагают отдать Кабмину право определять границы округов и кластеров, порядок их создания и функционирования "на основе потребностей населения в медицинской помощи". Как именно и по каким критериям правительство должно будет определять эти потребности на каждой конкретной территории – неизвестно.

Впрочем, эксперты выражают скептицизм относительно нового деления страны на госпитальные округа.

"Поделить асфальт на квадраты проще простого. Мы сделали деление на госпитальные округа с классификацией учреждений по типам еще в 2013 году. Весь вопрос в том – а кто этим будет управлять? Губернаторы, главы райсоветов? Кто будет нести ответственность за доступность медицинской помощи, ее качество", - говорит изданию зампредседателя Всеукраинского врачебного общества Константин Надутый.

Коммерциализация помощи

Меняет законопроект и подходы к финансированию медицинской сферы. Сейчас система финансирования медицины устроена так: учреждение здравоохранения заключает контракты с НСЗУ на предоставление гарантированных государством услуг пациентам. По этим контрактам НСЗУ выделяет финансирование больницам. Для пациента это условно бесплатно (ведь все равно мы оплачиваем медицину со своих налогов). Те услуги, за которые государство не готово платить, оплачивает сам пациент. И Кабмин четко устанавливает их перечень в учреждениях здравоохранения.

Предполагается, что этого перечня не будет вообще. И если сейчас учреждения здравоохранения берут деньги за услуги, которые предоставляются "вне договоров о медицинском обслуживании населения", то в будущем оплачивать придется услуги, которые "не покрываются программой медицинских гарантий".

А это принципиальная разница. Ведь одно дело, если услуги нет в программе – тогда за нее действительно нужно платить. И совсем другое дело если услуга "не покрывается" программой. А "не покрываться" она может по каким угодно причинам, например, у государства банально не будет денег. Вот и вся "бесплатная" медицина.

Кстати, денег нет уже сейчас.

"Большие вопросы к самой НСЗУ. Денег у них уже нет: они не просчитали адекватно наличие средств на оплату услуг по пакетам", - пояснил "Апострофу" экс-министр здравоохранения Олег Мусий.

Действительно, если посмотреть статистику выплат регионам по программе медицинских гарантий на официальном сайте НСЗУ, то можно увидеть, что прирост выплат наблюдался только в январе, марте и августе. Все остальные месяцы выплаты падали.

Более того, нардепы предлагают учреждениям здравоохранения самостоятельно устанавливать плату за услуги медицинского обслуживания. Сейчас закон не позволяет это делать.

Главное научно-экспертное ВР уже раскритиковало такой подход.

"По нашему мнению, такой подход законодателя может создавать риски значительной коммерциализации медицинской помощи", - отметили эксперты.

"Реформа отпустила систему здравоохранения исключительно на рыночные регуляторы. Но даже американцы вводят государственную регуляцию, потому что потребитель в медицине не компетентный и рынок не работает", - добавляет Константин Надутый.

Ограничения выплат

Также нардепы намерены взять под более жесткий контроль больницы.

В пояснительной записке к законопроекту парламентарии жалуются. Мол, вместо того, чтобы тратить деньги НСЗУ на прямую оплату медуслуг или лекарства, некоторые учреждения здравоохранения тратят их на поддержку собственной деятельности. А потому в закон "О государственных финансовых гарантиях" законопроектом вносится норма о том, что в рамках программы медгарантий запрещено выделять деньги на что-либо другое, кроме самих медуслуг.

По мнению экспертов, такой подход несколько странный.

"Медучреждения автономизированы по закону, и они имеют полное юридическое право распоряжаться средствами, которые им выделила НСЗУ. Распоряжаться так, как считают нужным", - отмечает Мусий.

С одной стороны, конечно логично: центральная власть оплачивает медуслуги в больницах, а местная власть поддерживает их деятельность (отопление, инфраструктура, оборудование). Но, с другой стороны, очевидно, что больницы тратят деньги НСЗУ на поддержку деятельности не от хорошей жизни.

"Во всем мире в системах, которые работают на пациента, деньги ходят перед пациентом. Ведь больница должна быть в готовности оказать помощь любому, кто пересечет ее порог. Если бы у нас реформа успешно закончилась в 2019 году, то где бы сейчас лежали пациенты с ковидом? На стадионах и в школьных спортзалах. А кто будет поддерживать инфраструктуру, поддерживать инфекционные больницы, больницы интенсивного лечения? Например, инфаркты миокарда случаются чаще весной, осенью и зимой, а летом не часто. И что теперь? На лето всех врачей увольнять или отправлять в отпуск?" - сетует Константин Надутый.

Законопроект уже получил "благословение" Минздрава и профильного парламентского комитета. Впрочем, это и не удивительно, ведь глава комитета Михаил Радуцкий один из авторов законопроекта. А это значит, что проект закона имеет все шансы быть принятым.

Однако все это "усовершенствование оказания медицинской помощи" выглядит как банальное желание власти сэкономить на медицине.

"Бюджета на здравоохранение не хватает - и не хватает сурово. Поэтому и выдумывают что-то, чтобы спасти систему", - отмечает Надутый.

"Не знают, как урезать средства и находят полузаконные или незаконные методы", - резюмировал Олег Мусий.

Важно! Материал подготовлен на основании последних, научно проверенных и актуальных исследований в сфере медицины. Материал, подготовленный журналистом «Апострофа», носит исключительно информационный характер и не является призывом к действию или основой для установления медицинского диагноза. Все решения, касающиеся здоровья, должны быть обязательно согласованы с Вашим лечащим врачом, призываем обязательно обращаться к специалистам.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Здоровье

Читайте также

Мобилизация диабетиков: что ждет таких людей в воюющей армии

Заболевание сахарным диабетом теперь не освобождает военнообязанных от мобилизации

Новини партнерів