RU  UA

суббота, 18 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.10
НБУ:USD  42.05
Здоровье

Локдауна мы не избежим, а пандемию остановят две вещи - Михаил Радуцкий

О новом локдауне, вакцинации и медицинском каннабисе

О новом локдауне, вакцинации и медицинском каннабисе Михаил Радуцкий Фото: Апостроф

Украина на пороге очередного локдауна. Об этом открыто говорят в Министерстве здравоохранения. Не исключает введения тотального карантина и главный медицинский депутат страны Михаил Радуцкий. Одна из главных причин - это очень малое количество вакцинированных украинцев. Почему так произошло и кто умышленно тормозит вакцинацию населения; как коронавирус коренным образом изменил нашу жизнь; и почему в Украине нужна легализация медицинского каннабиса - об этом и не только в эфире программы "Все по беспределу" с Роксаной Руно на Апостроф TV рассказал народный депутат от фракции "Слуга народа" и председатель Комитета Верховной рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования МИХАИЛ РАДУЦКИЙ.

- Вы вакцинированы?

- Дважды. И где-то 10 дней назад я общался с двумя людьми, которые через три дня получили положительный тест на ковид, именно на "Дельту". Этот случай, я считаю, должен быть примером, что вакцина таки защищает. После этого я дважды делал тесты - оба отрицательные. Поэтому вакцина работает.

Вакцина не работает на 100% на защиту, что ты не заболеешь, но она на 99% работает на то, что даже если ты заболеешь, это будет легкое течение, легкая форма и на 99% не будет осложнений.

- Помните, был слоган "Она работает". Сейчас это о вакцине.

- Если бы все с таким слоганом действительно работали, как вакцина, то у нас в стране было бы очень неплохо.

- Вы пошли в политику. Зачем вам это?

- У меня нет ответа на этот вопрос. Позитива для себя точно нет. Но я уверен, что если удастся реализовать процентов 20 из тех мечтаний, с которыми я шел в политику, то это уже будет положительно хотя бы для меня. Знаете, сколько я на себя собрал негатива, и если получится хотя бы 20% сделать из того, что планировал, о чем мечтал, то этот негатив будет нивелирован.

- С какой мечтой вы шли?

- Я с этой мечтой когда-то создавал "Борис" в 1993 году. Я с этой мечтой шел к председателю КГГА Кличко, и я с этой мечтой пришел сюда. Наиболее интересно: в 93-м это была только моя мечта, и даже близкие друзья крутили пальцем у виска и говорили: "Ты идиот, не в этой стране это можно сделать". Но создали. Те слоганы в части здравоохранения, с которыми в свое время шел Виталий Владимирович, полностью совпадали с моими мыслями. И ту программу в сфере здравоохранения, которую объявили президент Зеленский и партия "Слуга народа", полностью совпадают с моими.

Но могу сказать, что у меня был очень непродолжительный период в киевской власти, и сегодня я понимаю, что, как говорил когда-то Ленин, нельзя построить социализм в отдельно взятой стране. Так вот, изменения системы здравоохранения в отдельно взятом городе невозможны. Ибо только программа президента дает возможность сделать эти изменения.

- Вот в Киеве вы отдельно медицинский социализм не построили. Так же с эпидемией - избежать ее в отдельной стране невозможно?

- Невозможно. Мир глобален и никуда мы от этого не денемся. И люди летают, и вирус летает. Это мы о минусах.

А теперь давайте о плюсах. Мир глобальный, поэтому есть солидарность по распределению вакцин, по изобретению лекарств. И от ковида, в частности. Поэтому глобальный мир - это хорошо.

- Новая волна будет? Я уже не знаю, как считать. Следующая четвертая?

- Есть определенные споры. Когда я сказал о четвертой волне, меня исправили, что это третья, потому что второй практически не было. Но не принципиален номер этой волны. Так же не принципиален алфавит, по которому у нас сейчас есть "Дельта", да и "Йота" уже появилась. Говорят, что алфавита даже не хватит.

Номер волны - это очень не принципиально. Принципиально то, что каждая волна - это потерянные человеческие жизни, потери в экономике многих стран. Сейчас речь не только об Украине. Очень многое потеряно, поэтому не принципиальный номер волны, а важно - будет она или нет.

- А она будет?

- К сожалению, то, что мы видим сегодня в мире, и то, что говорят ученые, эксперты ВОЗ, наш Центр общественного здоровья, наше Министерство здравоохранения, - скорее всего, мы ее не избежим. Тем более, не по причине необеспечения вакцинами, а из-за очень большой антивакцинальной кампании. Мы не достигли результата в 60% вакцинированных. Когда нас обвиняли весной, что не хватает вакцин, это было правдой. Сегодня вакцин хватает, но некого вакцинировать.

- По последним данным, одной дозой в Украине привито около 5,6 млн человек, а двумя - около 4,2 млн. По совокупности - почти 10 млн. Это маленькая цифра.

- Это очень мало. Самое главное, что если вы сегодня поедете в центр вакцинации или приедете к КНП, где есть вакцина, где есть люди, которые умеют вакцинировать - нет людей. Я считаю, что это не просто так, а подогревается и большими деньгами, и конкурентной борьбой производителей вакцин. В этом тоже есть проблема.

- А кому это выгодно?

- Я не хочу обвинять. Но считаю, что прежде всего в этом заинтересованы некоторые наши соседние страны. Антивакцинальная кампания в мире ведется против вакцин, которые есть во всем мире, кроме некоторых.

- Кроме России...

- Ну не только, у нас еще один сосед с севера. Я думаю, что все понемногу. Плюс, между собой все равно есть конкуренция. Помните статьи, что CoviShield - индийская подделка. Кстати, единственное, что мне приятно - Олег Ляшко, мой хороший товарищ, человек, которого я очень уважаю, мне когда-то сказал: "Вот, вы этот шмурдяк привезли". А потом спустя три недели он мне позвонил и сказал: "Ты знаешь, буду вакцинироваться". Я говорю: "Олегу Валерьевич, есть только CoviShield". Он говорит: "Я согласен". Я говорю: "У меня тоже есть одно условие. По закону тебе разрешено - ты публичный человек. Но публично, на телекамеры". И он сдержал слово, он это сделал на телекамеры. Кстати, когда он принес анализ на наличие антител после CoviShield, то их у него оказалось больше, чем у людей, которые вакцинировались AstraZeneca или другими вакцинами. Вакцина работает. Слава Богу, Олег Валерьевич не заболел ковидом. Дай Бог, и не заболеет. Вакцина у него сработала.

Фото: Апостроф / Роман Петушков

- Производители вакцин конкурируют на украинском рынке?

- Сегодня в мире дефицит вакцин и нет конкуренции. У нас же вся конкуренция между вакцинами происходит в медийном пространстве. Даже Facebook открываешь и видишь: "Посоветуйте, что мне лучше - Moderna, AstraZeneca, Coronavac или Pfizer".

И лично мне интересен не сам пост о совете, а комментарии под ним - от "Ты что, хочешь раздавать 5G, тебе чип сейчас будут вгонять" до "Нет, я точно знаю, что только Coronavac".

- Это искусственный вирус?

- Даже мои коллеги по залу выходили в эфир и говорили, что это искусственный вирус. Причем, очень прогрессивные молодые люди, которые точно пользуются и гаджетами, и всеми приобретении этого времени. Но они выходили и говорили, что шлем из фольги не помешает и это точно искусственный вирус.

Я не хочу сейчас обманывать, потому что не помню, когда было это заявление, но американские ученые и эксперты были допущены в Ухань, в лабораторию. И было заявление, что там не нашли следов, подтверждающих, что это искусственный вирус. Кстати, медицине на сегодняшний день известно более 100 коронавирусов. В частности, в 2003 году тоже был коронавирус, SARS.

- Но почему именно сейчас мир накрыла столько масштабная эпидемия?

- Проснулся такой вирус, который оказался сильнее тех, что мы знали до сегодняшнего дня. Когда появилась испанка свое время, это был якобы обычный грипп, но тогда он выкосил очень много людей.

- Сколько продлится пандемия коронавируса?

- Пока на Земле не будет коллективного иммунитета - а это не менее 60% населения - эпидемия не уменьшит обороты. Тем более, мы видим, что у нас практически каждые два-три месяца появляется новый вариант. Говорят "новый штамм", но мне больше нравится мнение наших ученых - и не только наших - когда они говорят, что это не штамм, а вариант.

Та же "Дельта" - это не новый штамм вируса, а вариант того же ковида, только мутировавший. Поэтому первое - это коллективный иммунитет.

Второе: я все равно верю, что появятся лекарства. Сегодня очень многие страны, и даже Украина, вкладывают очень большие деньги в разработку не только вакцин.

Вакцин на сегодня, я считаю, достаточно. Их надо модифицировать, совершенствовать, но они уже есть. А вот вкладывать деньги в лекарства сейчас самое главное. Кстати, лекарства уже первую стадию проходят в некоторых странах. Тот же Pfizer сейчас проводит клинические испытания именно лекарств, а не вакцины. Есть израильская разработка по лекарствам. И я не хочу придумывать, но мне кажется, что еще и Бельгия с Францией что-то сейчас проходят.

- В Израиле уже большинство населения вакцинировано второй дозой. Но у них новая вспышка заболеваемости.

- Согласен с вами, но мы сейчас переходим в разряд общения социальных сетей. Кстати, только недавно Израиль закончил научные исследования, они изучили 753 тысячи человек. Когда мы смотрим на статистику, то действительно у них сегодня 10 тысяч новых случаев, но давайте смотреть детали. Большинство тех, кто сегодня болеет - это люди, которые не вакцинированы. Вторые по количеству - это люди, которые вернулись в страну, не были в стране и не вакцинировались в стране. Третье - очень много детей, а мы знаем, что Израиль лишь недавно позволил вакцинировать детей. И есть небольшой процент вакцинированных людей, которые сейчас болеют.

Теперь надо смотреть еще одну статистику. Среди заболевших с тяжелыми осложнениями и попавшими в реанимацию наименьший процент среди вакцинированных. Так, он есть, но очень незначительный. Те, кто умер, как говорят политологи - в пределах статистической погрешности. Это среди людей, которые имели две дозы вакцины.

Да, в Израиле есть сегодня волна, она уже набирает обороты в США, где темпы вакцинации намного лучше наших. Но надо смотреть не количество заболевших, если мы говорим об эффективности вакцинации, а количество заболевших среди вакцинированных.

Сегодня все чаще появляется мнение, что лучший иммунитет у тех, кто переболел. Это дискуссионная мысль, но она научная, и к ней тоже нужно прислушиваться.

- Вы упомянули публичную вакцинацию Олега Ляшко. Но это открыто делал и Владимир Зеленский и другие политики. Почему такая кампания не сработала? Извините, но вакцины больше, чем желающих людей.

- Я вам скажу, что антивакцинальная кампания - это целая индустрия, целая машина. Когда я однажды увидел, как вакцинировался Ляшко, или Зеленский, или Байден, или премьер Израиля, а остальные 20 дней я смотрю о телевидении или читаю в интернете, или слушаю в авто на радио выступления о "золотом миллиарде", глобальном заговоре и глобальном правительстве, то этого я слышу больше. Поэтому чаша весов в ту сторону.

Фото: Getty images

- Давайте вспомним законопроект о медицинском каннабисе, который не прошел в Раде. Ваши коллеги в Раде приложили больше всего усилий своими выступлениями и постами о том, что это уже Афганистан, марихуана в каждом доме и тому подобное. Это они так сработали, а не журналисты.

- Некоторые журналисты на некоторых каналах - и на очень важных каналах - в некоторых передачах говорили так же. Сработало то, что у нас, к сожалению, еще не сменилось на 100% поколение, которое помнит Советский Союз, или поколение, которое своим детям рассказывает о вкусной и красивой колбасе за 2,20. Но, как говорил покойный Задорнов, вы скучаете не по колбасе за 2,20, а по здоровой печени, которая могла эту мерзость переварить. В СССР это было преступлением. Не было исследований в то время, что марихуана обладает лечебными свойствами. Сегодня передовые страны мира это легализовали. Опять же, закон не легализировал ничего, кроме медицинского каннабиса.

- Украине нужен медицинский каннабис?

- У нас по приблизительным расчетам есть как минимум 2,3 млн людей, которым показано использование медицинского каннабиса. Это дети с эпилепсией, онкобольные, люди с травмами, наши АТОшники, у которых контузии и психологические травмы после военных действий на Донбассе.

А мы их сегодня лишили возможности получать доступные лекарства. Мы сегодня говорим, что лучше мы онкобольному будем давать морфий - настоящий наркотик, который производит харьковский завод - нежели мы дадим ему каннабис. Затем разгонялось, что будут производить, а каннабис пойдет на левый рынок.

- Речь о наркотрафике?

- Я летом отдыхал в Албании, но мы возвращались через остров Корфу. Каждые полкилометра там был табачный киоск, где продавалась любая марихуана, я не говорю сейчас о медицинской. Так вот - я не видел на острове людей, которые, как у нас говорят, обкуренные и валяются.

Почему были против (законопроекта) - вообще не понимаю. В Раде упрекали, что у нас 50% алкоголя в тени, а мы хотим разрешить каннабис. Так давайте алкоголь запретим, он же в тени. Почему же там мы не запрещаем. Коллеги из фракции "Голос" называли этот законопроект "законом для Софийки". Давайте маме Софийки скажем, что мы не уверены, что проконтролируем черный рынок, поэтому твоего ребенка мы не будем лечить.

Затем упрекали, что есть постановление правительства, которое позволяет медицинский каннабис. Уважаемые, давайте почитаем то постановление. Я сейчас не хочу никого обвинять, но тот, кто готовил это постановление - а это предыдущее руководство Минздрава - добавил в документ два самых дорогих препарата, которые есть сегодня на рынке. Так мы это Софийке предлагаем? Где ее мать возьмет такие деньги? Если мы позволяем медицинский каннабис, как это было прописано в законопроекте, то самые дорогие капли стоили бы 10-15 грн.

- Кто на этом зарабатывает, либо хочет заработать?

- Это самое главное. Я слышал, что Радуцкий купил землю, чтобы сеять там каннабис (смеется). У меня есть 18 соток, где я показывал, как выращиваю помидоры, огурцы, хурму, кизил. Марихуаны там нет. Кстати, я раз в жизни в Амстердаме зашел в кофешоп, купил за 8 евро эту сигарету с каннабисом. Сделал одну затяжку и затем где-то час кашлял после нее. Я ее выбросил после одной затяжки, взял обычную сигарету, закурил и более каннабис никогда в жизни не употреблял. Я даже не знаю, какой запах у него.

- Не понравилось вам?

- Не понравилось. Для удовольствия оно мне точно не нужно.

- А может в Раде есть кто?

- Сегодня в Украине пойти и купить себе каннабис... Мы же не будем сейчас придумывать сказки. Мы все знаем, что сейчас на любом рынке это можно купить или заказать в интернете - с этим нет сегодня проблемы. Но потому, что это на черном рынке, Украина не получает налогов, а больные вынуждены платить 100 долларов вместо одного.

- Кто на этом зарабатывает?

- Те, кто занимается контрабандой, кто хотел бы сидеть на этих разрешениях, но понимает, что сегодня не у власти. Здесь многие могут заработать, не платя налоги. Но на этом может зарабатывать бюджет страны и вкладывать эти деньги в ту же систему здравоохранения. Если это будет в белую, если будут уплачиваться налоги, то не будет проблемы. Это во-первых.

Во-вторых, в законе четко прописано, что медицинский каннабис - только по электронному рецепту, только под контролем Министерства внутренних дел. Мол, едва ли не каждый куст должен контролироваться министерством. Мы даже пошли на то, что мы законом хотели создать центральный орган исполнительной власти, в который войдет ОБНОН (отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, который в 2015 году заменили на Департамент противодействия наркопреступности), который будет подчиняться МВД.

Фото: Getty images

- Но ничего не сработало.

- Я надеюсь, что сработает. Я благодарен своим коллегами по парламенту, которые в основном являются людьми, умеющими слушать и понимают, если им объясняешь. Поэтому я думаю, что "закон для Софийки" пройдет.

- Вы поддерживаете медицинскую реформу?

- Поддерживаю, и до 2019 года ее поддерживал. Я вижу, и мы признаем, что были ошибки в этой реформе. Но реформа - это не ошибка. Есть просчеты, которые надо исправлять.

- Когда Зеленский стал президентом, вас сразу подтянули к советникам.

- Я для того и шел в команде.

- Вы много лет до этого были знакомы?

- Очень много. Я еще помню "Молодой Кривой Рог". А вообще они назывались "Запорожье - Кривой Рог - Транзит". Мы давно знакомы.

- Ваша клиника, которую вы открыли в 1993 году, выросла в мощную сеть.

- Брюки продавали, чтобы удержаться в свое время.

- В те годы можно было без взяток сделать какой-то частный бизнес?

- Нельзя. Кто вам сказал, что я взяток не давал? Единственное - проблем с бандитами у нас никогда не было. Для меня одно из ключевых - не иметь отношения к бюджету. Возможно, поэтому я и отказал президенту быть министром. Я не боялся ответственности, я не хотел быть причастным к бюджету.

- Давайте завершим небольшим блицем. Утром кофе, чай или вода?

- Сначала 300 грамм воды.

- Вы когда-то платили взятки именно врачам?

- Взятки нет, благодарность да.

- Благодарность - это что?

- Когда меня прооперировали не в Украине, а за рубежом в Израиле по скорой помощи, у меня была операция на открытом сердце. Я лично взял деньги, пошел купил подарок и подарил врачу.

- Что это было?

- Это был рабочий портфель дорогой, из натуральной кожи.

- Вы атеист или верите?

- Верю. Точно не атеист.

- Врачей-атеистов, пожалуй, не бывает.

- Почему? Я знаю многих.

- Оцените работу Минздрава от 1 до 10 баллов.

- 8,5.

- Когда вы болеете, вы обращаетесь в клинику "Борис", в другую частную либо в государственную?

- К сожалению, клиники "Борис" больше не существует. Это самое большее, о чем я жалею - что я пошел в политику и продал "Борис". Это правда. Я иду к тем врачам, которые работали в "Борисе", где бы они сейчас не работали. Если они работают в 12-й больнице Киева, я иду туда. Если в "Добробуте" - иду туда.

- Самолечением не занимаетесь?

- Вы знаете, я за 28 лет в медицинском бизнесе видел очень много последствий самолечения. Поэтому нет.

Читайте также

Мобилизация диабетиков: что ждет таких людей в воюющей армии

Заболевание сахарным диабетом теперь не освобождает военнообязанных от мобилизации

Новини партнерів